В?даны - правильно ставьте ударение в названии нашей деревни!

Виданы - имя края твоего

«Почему пряжинское село Виданы получило такое название и связано ли это как-нибудь с его историей? Откуда название Вячурга?» — спрашивает ваш читатель из Видан И. Д. Викулин.

деревня Виданы, Карелия

«Я живу на улице Бесовецкой в Петрозаводске, — пишет Н. В. Земцев. — Почему так названа улица, ясно: от поселка Бесовец, А вот как расшифровать название поселка?»

 

Интерес к названию места, где живешь, естественен. Он продиктован любовью к своему краю, желанием как можно больше узнать о нем. Об этом шел у нас разговор с человеком, для которого такой интерес стал профессией, главным делом жизни, — с сотрудником Института языка, литературы и истории, топонимистом (топонимика — наука о географических названиях) Н. Н. Мамонтовой.

Тема ее исследования — микротопонимия Карелии. Она изучает названия мелких географических объектов нашей республики: небольших деревень, полей, покосов, оврагов, пустошей, ручьев, ламбушек и т.д. Топонимика — наука относительно молодая, а возраст советской микротопонимики и того меньше, едва ли достигает двух десятилетий. На первый взгляд может показаться: а нужно ли изучение этих названий, известных очень узкому кругу лиц, — жителям одной деревушки?

Микротопонимика Карелии

Чтобы ответить на этот вопрос, постараемся представить значение топонимики вообще. Не говоря о лингвистах (ведь науки о названиях входят в число языковедческих), возьмем, в примеру, археологов. Им топонимика приходит на помощь очень часто: иное название прямо указывает на следы здесь древней жизни. Вспомним русские наименования Курган, Городище, Городец. Наши карельские археологи вели интересные раскопки в районе Куркиёки в месте, которое называется Лиинанвуори — «курган-гора». А когда Н. H. Мамонтова услышала название Лиинанпелдо (курган-поле)—в нескольких километрах от устья Олонки, естественно, возникло предположение о существовании там в прошлом могильника. Действительно, старожилы вспомнили, как в детстве находили в тех местах старинные черепки, бусы, цепочки. И тут название не обмануло.

В географических именах отразились передвижения народов, и исторические событии, и черты хозяйственной жизни. и особенности природных условий — значит, что-то подскажет топонимика и историкам, и этнографам и даже геологам. А микротопономика — его естественная лаборатория ученого-топонимиста. Часто только изучение микротопонимов может дать правильное объяснение того или иного названия крупного объекта, проследить за ходом его развитии. И пример тому — название, которое как раз интересует И. Д. Викулина — Виданы. (Кстати, о 1972 году на Всесоюзной конференции по финно-угроведению в Саранске Н. Н. Мамонтова делала специальный доклад во микротопонимии седа Виданы).

Микротопонимика названия Виданы и отдых в Карелии

Виданы — большое древнее село, расположенное на реке Шуе. Состояло оно из нескольких маленьких деревень: Нижние Виданы, Верхние Виданы, Погост, Зарека и Кузьминка. Названия для русского уха привычные и ясные, если не считать самого слова «Виданы». Откуда оно? В карельском языке (людиковском диалекте) есть слово «виид», что значит: густой лес, где растет мелкий ельник. Как считает известный финский ученый В. Ниссиля, форма косвенного падежа его «виидан ал», т.е. «под ельником» и дала название месту, на котором возникла деревенька, а затем и ряд небольших поселений, объединенных общим названием. Для русских людей, живущих по соседству, оно звучало, как Видана или Виданы.

Вячурга — это часть больших Видан. Наименование, по мнению того же В. Ниссиля, вероятнее всего произошло от какого-то личного имени (сравните карельское Маччу, Мачой от русского Матвей) плюс карельское слово «сюрья» (сторона, край). Сказать точно пока нельзя, чувствуется, что слово под влиянием русского языка изменялось и отдых в Карелии менялся.

Бесовец, о котором спрашивал Н. В. Земцов, название русское, как Матросы, Гридино, Спасская Губа. Это как бы пограничное - поселение между русскими и карельскими на реке Шуе. Можно предположить, что произошло оно от личного дохристианского имени Бес (а те времена родителя давали детям и такие имена). Или прозвища? Но возможно и другое, мифологическое происхождение этого названия, связанное с поверьями, с какими-то необъяснимыми явлениями природы (сравните: Чертов Стул в окрестностях Петрозаводска).

Кстати, иногда вроде бы безусловно русское название на поверку оказывается совершенно иного происхождения. Поселок Соломенное, Казалось бы, чего проще? Ищи что-то связанное с соломой в истоках названия. А в действительности оно пошло от «салми» (вспомним Салми Питкярантского района), что значит «пролив». Русские жители позаимствовали это слово с тем же значением в какое-то время пользовались им, только звучало оно по-древнерусски «соломя». Отсюда и современное название поселка, расположенного на берегу пролива, соединяющего Логмозеро с Петрозаводской губой Онежского озера.

Толкование географических имен Карелии — дело довольно сложное

Ученый-топонимист работает с историческими документами, актами, писцовыми книгами, картами. Но самое главное для него — это полевой сбор материала. Давно уже названия многих мелких объектов, возникших в пору раздробленного, частного хозяйства, потеряли свое значение в жизни людей, современному человеку с его масштабами передвижений они не нужны. Они уходят. Достаточно сказать, что сейчас в Карелии названий поселений примерно в 5 раз меньше, чем было в начале века. Их помнят только старики. А через б—10 лет этот бесценный материал будет безвозвратно утрачен, если вовремя его не зафиксировать. Каждый год Н. Н. Мамонтова выезжает в экспедиции, цель которых — сбор названий. Последние два года с ней ездят студентки финно-угорского отделения ПГУ Ирма Муллонен, Лиля Кяппи, Эмма Лайдинен.

— Участвовать в сборе топонимического материала могут не только специалисты, — сказала Нина Николаевна. — Любой человек, записывая названия родных мест, как хорошо ему известные, так и услышанные впервые, и присылая их в институт, окажет большую помощь в составлении полной картины топонимии Карелии. Нам важно каждое название— за любым история народа, его хозяйственной в духовной жизни.

Н. ГУСАРОВА (Ленинская правда, 1975).

Яндекс.Метрика Счетчик тиц и pr